В 2018 г. российский рынок нефтесервисных услуг достиг 1,24 трлн руб. По затратам на нефтесервисные услуги, бурение, расходам на обслуживание и ремонт нефтяных скважин Россия занимает второе место в мире после США.
В 2019-24 гг. российский рынок нефтесервиса будет расти и достигнет 1,84 трлн руб. в 2024 г. Основными драйверами роста рынка станет увеличение расходов нефтяных компаний на проведение операций гидроразрыва пласта, текущий и капитальный ремонт скважин, а также геофизических исследований и работ в скважинах.
В 2014-18 гг. рынок работ по проведению гидроразрыва пласта (ГРП) стал одним из наиболее динамично развивающихся секторов российского нефтесервиса: выручка, работающих на этом рынке компаний выросла более чем в 2,2 раза, несмотря на относительно низкую динамику физических показателей: общее количество операций ГРП за последние 5 лет выросло лишь на 6%.
Быстрый рост рынка был связан с изменением структуры спроса – заказы на проведение относительно недорогого одностадийного ГРП за 2014-18 гг. упали на 6%, тогда как количество выполненных операций многостадийного ГРП (МГРП) возросло более чем в 3,3 раза.
В 2019-24 гг. количество операций ГРП продолжит расти, в основном, за счет увеличения спроса на проведение МГРП на новых горизонтальных скважинах: в 2024 г. количество таких операций может возрасти до 4-4,5 тыс., а средняя стадийность увеличиться до 9-10.
Крупнейшими заказчиками останутся «Роснефть» и «Газпромнефть», имеющие обширные программы по поддержанию добычи на старых месторождениях Западной Сибири.
В условиях ограничения импорта оборудования крупнейшие нефтяные компании продолжат разработку ПО для проведения ГРП, а государство – поддерживать отечественных производителей оборудования. Минпромторг ожидает, что к 2024 г. в России должно производиться 75% необходимого для проведения ГРП оборудования.
Тренд на кастомизацию и индивидуализацию ГРП: нефтяные компании при заказе работ по проведению ГРП будут все больше ориентироваться на практику контрактования буровых работ – заказывая отдельные услуги (в рамках одной операции ГРП) у разных компаний.