+7 (495) 150-06-61
Регистрация
Макроэкономический обзор: Фармацевтический рынок в режиме ожидания: новые законопроекты и их влияние на участников отрасли

Макроэкономический обзор: Фармацевтический рынок в режиме ожидания: новые законопроекты и их влияние на участников отрасли

Последние пять лет росли все сегменты фармацевтического  рынка за исключением клинического сегмента.

 Объем фармацевтического рынка в 2018 г. вырос на 7,2% и достиг 1,6 трлн руб. Согласно стратегии «Фарма 2030»,  прогнозируемый объем рынка с учетом финансово-экономической ситуации может составить до 1,8 – 1,9 трлн руб. к 2020 году и 5 трлн руб. к 2030 г. в конечных ценах потребителей. 

 В 2018 г. все сегменты показали положительный темп прироста. Лидером стала категория БАД (+12,2%), а наименьший  прирост наблюдался в клиническом сегменте (+1,6% в 2018 г.). Значительный прирост в 8% показали сегмент льготного обеспечения, коммерческий и целевой сегменты. Последний был лидером роста на горизонте последних пяти лет.

*ЛП – лекарственные препараты.

Структура фармацевтического рынка: медленное снижение  доли импорта и оригинальных ЛП* 

 Динамика импорта демонстрирует отрицательные  темпы роста в натуральном выражении: за 5 лет объем ввоза лекарств снизился на треть. В 2018 г. ввоз препаратов в натуральном объеме сократился на 14% из-за появления на рынке российских аналогов и их предпочтения в государственных закупках. Однако за 4 месяца 2019 г. объем импорта в натуральном выражении вырос на 3% к аналогичному периоду 2018 г. 

 Российский рынок характерен высокой долей  бренд-дженериков. Это дженерики, которые содержат активное вещество оригинального ЛП, 

но имеют собственный бренд. Такая структура  рынка характерна развивающимся странам, где потребители отказываются от дорогих оригинальных препаратов, но при этом чаще всего доверяют известным брендам. Отсюда берутся бренд-дженерики. 

 По типу отпуска структура продаж остается  стабильной. В стоимостном объеме преобладают рецептурные препараты (64%), а в упаковках – за счет более низкой цены – безрецептурные (56%). Основными каналами реализации безрецептурных препаратов являются аптеки (94,4% от денежного объема), а рецептурных – тендерные закупки (93,6%).

Основные направления трансформации отрасли

 В 2018 г. – отказ от продажи лекарственных средств в продуктовой рознице ;

 С мая 2019 г. введено новое ценообразование на ЖНВЛП*: наименьшие цены среди зарубежных государств ;

 С 1 января 2020 г. – введение обязательной маркировки ;

 С 1 января 2020 г. – разрешение онлайн продаж лекарственных средств ;

 Только безрецептурные препараты ;

 Курьерами могут выступать только врачи и фармацевты ;

 Возможно внесение поправок в законопроект в течение ближайшего времени ;

 Проект госпрограммы «Фарма 2030» ;

 Перераспределение прибыли в сторону фармпроизводителей .

* Жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты.


 Ограничение количества аптек для решения проблемы неравномерной аптечной плотности

 Государственная поддержка отечественного производства с целью импортозамещения и наращивания экспорта