По данным Colliers International, за период последних пяти лет инвесторы в коммерческую недвижимость в России отдавали свое предпочтение офисным или торговым помещениям. В 2016-2018 гг. в офисную и торговую площадь было вложено 83-84% от всех инвестиций в коммерческую недвижимость в целом, в 2019 году показатель был ниже, но все равно оставался впечатляющим – 77% от общего объема инвестиций в коммерческую недвижимость. За три квартала 2020 года, по которым уже имеется точная статистика, доля офисов и магазинов снизилась до 59%, а вот доля складских помещений выросла и составила 26%.
Несмотря на разницу в методиках подсчета и разделениях на подтипы, все консалтинговые компании единодушны в одном – за 2020 год в секторе инвестиций в коммерческую недвижимость интересы сместились в сторону складских и индустриальных помещений.
Эксперты видят в таких переменах закономерность, связанную с пандемией. По популярности офисных помещений «ударил» локдаун и смещение приоритетов в сторону удаленной работы. До 2020 года большинство российских компаний подходили к организации условий труда более консервативно, однако во время пандемии многие из них оценили преимущества удаленной работы и после отмены карантина сократили площадь арендуемых офисных помещений. То же самое и с торговыми помещениями – резкий скачок популярности интернет-магазинов и доставки товаров, начиная от продовольственных и заканчивая техникой, сказался на прибыльности и популярности оффлайн-торговли. Сильнее всего просел в притоке инвестиций гостиничный сегмент недвижимости.
Складские объекты в период пандемии продемонстрировали более высокую устойчивость на рынке коммерческой недвижимости. Они необходимы равно для офлайн- и онлайн-бизнеса, и подобная универсальность, как показала форс-мажорная ситуация 2020 года, крайне важна.
Интерес инвесторов к складским объектам повышает высокий спрос на них со стороны представителей электронной коммерции. По статистическим данным, за 2020 год более 50% сделок по аренде или приобретению в собственность складских помещений пришлось именно на сегмент электронной коммерции.
По мнению экспертов, складские объекты сохранят свою инвестиционную привлекательность и в 2021 году. Существующей инфраструктуры недостаточно, чтобы перекрыть повышенный спрос, к тому же многие компании ищут не стандартные склады под свои нужды, а полноценные комплексы, в которых будут доступны не только квадратные метры. Спросом пользуются фулфилмент-центры, мультитемпературные помещения и складские комплексы, способные оказывать разнообразные дополнительные услуги для сектора онлайн-торговли.