От презентации бизнес-плана зависит отношение инвестора к проекту, и вся необходимая информация должна быть подана в нем предельно прозрачно. Инвестор должен понимать, как именно будут использованы его средства, на какие объемы прибыли и в какие сроки можно рассчитывать. Неубедительный бизнес-план может не привлечь инвесторов даже в том случае, когда проект действительно принесет прибыль при минимуме рисков.
Стандартный бизнес-план должен содержать следующую информацию:
- структура компании, ее краткая история достижений;
- учредители, уставной капитал и имущество;
- основная деятельность компании;
- данные об инвестиционном проекте, маркетинговые и производственные аспекты;
- финансовые расчеты и выкладки.
Плюсами для расширенного бизнес-плана будут следующие данные:
- стратегия развития предприятия и маркетинговая политика с расчетом на 1-2 года после реализации инвестируемого проекта;
- аналитическая информация о потенциальных рисках и сильных сторонах проекта;
- поддержка проекта государством или преференции при его реализации;
- опыт руководства и персонала, задействованного в исполнении проекта;
- подготовленность компании к проекту – наличие разрешений или иной необходимой документации, собственных ресурсов, подходов к снижению затрат.
Типичные ошибки при составлении и презентации бизнес-плана
Какие моменты в бизнес-плане могут оттолкнуть даже изначально положительно настроенного инвестора?
- Финансовые несоответствия. Если расчеты и выкладки описательной части не соответствуют части финансовой, это автоматически вызывает недоверие. Такое происходит, если при подготовке презентации в описательной части пытаются показать максимально привлекательную картину, игнорируя второстепенные затраты и вложения. Не следует пытаться подогнать отчеты под желаемый результат – либо это оттолкнет инвестора еще на этапе бизнес-плана, либо окажется крайне неприятным сюрпризом при реализации проекта. Также не следует в принципе прибегать к искажениям ключевых показателей.
- Размытый или необоснованный план сбыта продукции. Для показательных цифр в презентации часто используется количество товара, которое предприятие потенциально может производить в определенные временные рамки. Да, эти показатели впечатляют. Однако внимательного инвестора интересует не то, сколько продукции способно выдать предприятие, а то, сколько продукции оно способно реализовать с прибылью. План сбыта должен показывать планы и показатели по реализации и спросу на товар, а не демонстрировать мощности предприятия – от них не будет никакого толка, если производимая продукция осядет на складах.
- Использование нестандартных программ для презентации бизнес-плана. Особенно это актуально в 2021 году, когда значительная часть предварительных переговоров проводится дистанционно. Существует стандартный пакет офисных программ, если вы используете уникальные, подготовьте также специально для инвестора варианты в форматах, которые он гарантированно сможет открыть и изучить.
- Обилие лишней информации не играет на пользу бизнес-плану. Общие экономические и статистические выкладки лучше не включать в него, если они не имеют самого непосредственного отношения к проекту.
- Излишнее использование спецтерминологии, заимствованных из иностранных языков слов. Конечно, не стоит и вовсе избегать специальных терминов, но ориентируйтесь на то, что бизнес-план может изучать также и человек с поверхностными знаниями в вашей области. Представьте, что вам предстоит озвучить бизнес-план перед большой разноплановой аудиторией, и ваша задача – донести его смысл и преимущества до каждого.
Бизнес-план должен быть достоверным, понятным и отражающим все преимущества вашего проекта. Это значительно повышает шансы перевести проект к стадии непосредственной презентации для потенциального инвестора и более предметным переговорам.