25декабря 2019
Автор:Центр экономического прогнозирования
Издание:Центр экономического прогнозирования Газпромбанка
Обзор российской статистики: оперативная сводка.
Авторынок в мире и России – консолидация, электрификация, стагнация.
Анализ статистики Российской федерации
Индекс цен производителей (ИЦП) падает. Ключевой фактор – падение цен на нефть…
…тем временем, цены в иных отраслях не сильно отличаются
В конце года рост индекса обрабатывающей промышленности заметно сократился
…сокращение вызвано динамикой производства в машиностроении и металлургической промышленности
Автомобильный рынок – падение из-за Поднебесной, консолидация игроков, рост инвестиций в электрификацию
Динамика продаж легковых автомобилей на ключевых мировых рынках, % кв./кв.
Затраты на НИОКР по ряду крупнейших автоконцернов (R&D), долл./авто
- В Поднебесной падение спроса на легковые автомобили примерно 10%, в США и ЕС застой (не больше 1%). Спрос на коммерческие и грузовые автомобили стабилен. К концу года рынок оптимистичен – на фоне замедления в Поднебесной, наблюдается увеличение в США и ЕС.
-
Рейтинговые агентства дополняют свои прогнозы автомобильного рынка на 2020г.
-
С конца марта 2020г. в Великобритании на одной из улиц Лондонского Сити впервые будет полностью запрещено движение автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (как бензиновых, так и дизельных).
-
Электромобили – рост инвестиций крупнейших автогигантов, новые модели и новые заводы. Tesla построила новый завод в Поднебесной и строит еще один рядом с Берлином. Поднебесные модели автомобилей сильнее конкурируют на внешних рынках (Nio, Byton, Xpeng)
-
Консолидация рынка продолжается: PSA Group + Fiat Chrysler (входит в 5рку по объемам продаж). Стратегическое партнерство Volvo + Isuzu.
Общее падение спроса в России (заметнее всего в сегменте производства в ноябре) указывает на нисходящий тренд потребительских настроений
Динамика продаж легковых автомобилей и LCV, шт. в мес.
Доля китайских марок в продажах легковых
автомобилей в России, %
- Рынок легковых автомобилей в России – выше 2017 г., но ниже 2018г. Основной драйвер роста – расширение корпоративного парка. Сегмент поддержанных автомобилей – стабилен. Количество дилерских сетей стало сокращаться.
- Автогиганты подписали СПИКи с Правительством в рамках соглашения о промышленной сборке. С целью наращивания производственных мощностей и увеличения товарной номенклатуры ожидаются значимые инвестиции в НИОКР и углубление локализации.
- Российский Ford остался только в сегменте легковых коммерческих автомобилей, Opel рассматривает перспективу возвращения. АвтоВАЗ выкупает долю в СП с General Motors. Запуск заводов Mercedes Benz и Haval в Тульской области.
-
Увеличение утилизационного сбора с 2020 г. и укрепление курса способствует росту продаж зарубежных автомобилей к окончанию года, однако в 2020 г. эксперты прогнозируют снижение импорта. Ввоз зарубежных автомашин в Россию по итогам 10 месяцев увеличился на 3,6% и составил более 250 тыс. штук.
- Китайский фактор: увеличение доли реализации на отечественном рынке, в том числе, за счет увеличения импорта.
Объемы, структура и устойчивость отечественного автомобильного рынка позволяет предлагать весь спектр финансовых услуг
Показатели ряда крупнейших кэптивных банков в автомобильном секторе в 2018 г.
Структура продаж по сегментам авторынка
- Текущий объем автомобильного рынка оценивается в 6,5 трлн руб. в год. Более половины легковых автомобилей реализуется на условиях кредита, а около 70% грузовых автомобилей – в лизинг.
-
Совокупные активы семерки крупнейших кэптивных банков оцениваются в 0,3% активов всех банков России (порядка 300 млрд руб.) По итогам прошлого года г. рост активов составил 25%, при этом автокредиты прибавили 16%.
-
Основные реализуемые услуги: финансирование дилеров и розничное кредитование физических лиц для приобретения автомобилей. Зафиксировано развитие продуктов страховой линейки - КАСКО, страхование жизни, продленная гарантия и т. д.
-
Главным видом фондирования выступают межбанковские кредиты и средства глобальных групп, в которые они входят. Часть банков размещает облигации.
-
Рентабельность собственного капитала по банкам (RoE) варьируются в интервале от 5-9% до 12-16%, данный показатель близок с результатами прошлого года. Значения чистой процентной маржи (NIM) находятся в интервале 4-8%.