Резким снижением ставки ЦБ мог также реагировать на сберегательное поведение, к которому вернулось население в последний месяц
Фото: Андрей Гордеев / Ведомости
Совет директоров ЦБ 25 октября снизил ключевую ставку на 50 базисных пунктов (б. п.), она стала 6,5%, и одновременно понизил прогноз инфляции на конец года с 4–4,5% до 3,2–3,7%. Снижение ставки стало четвертым и самым большим за год.
По данным Росстата, годовая инфляция на 21 октября составила 3,8%, что ниже целевого показателя ЦБ в 4%. Инфляция замедляется быстрее, чем ожидал ЦБ, но рост экономики остается сдержанным, констатирует ЦБ.
Новый прогноз инфляции выглядит реалистическим, считает директор аналитического департамента «Локо-инвеста» Кирилл Тремасов. Он отражает отсутствие инфляционных угроз и сохранение рисков для роста экономики, согласен главный экономист РФПИ Дмитрий Полевой. «Ситуация в экономике стала менее предсказуема, и центральные банки, в том числе Банк России, гибко подстраиваются под эту реальность», – резюмирует главный управляющий директор Альфа-банка Владимир Верхошинский.
С предыдущего заседания совета директоров ЦБ произошло 5%-ное падение цен на нефть и повышение курса рубля на 3%, а инфляционные ожидания, по данным ЦБ, в октябре снизились с 8,9 до 8,6%, последний раз так низко показатель падал в мае 2018 г. Базовая инфляция хотя и достигала целевых 4% в сентябре 2019 г., но это после 4,6% в июле. А монетарная инфляция, по данным Минэкономразвития, в сентябре стала минимальной за всю историю наблюдений.
Резким снижением ставки ЦБ мог также реагировать на сберегательное поведение, к которому вернулось население в последний месяц, – и на опасение, что правительство не выполнит план расходов, полагает главный экономист ING по России Дмитрий Долгин.
Главный экономист Газпромбанка Сергей Коныгин предупреждает, что если недельная инфляция будет держаться около нуля, то к концу года годовая инфляция может оказаться ниже 3%. Риски ускорения инфляции за счет внутреннего спроса до конца года остаются невысокими, если ориентироваться на данные розничного товарооборота и платных услуг, говорит он.
На 2020 г. ЦБ прогнозирует 3,5–4% инфляции, а тогда резкое снижение ставки сейчас не выглядит необходимым, удивлена главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. По ее мнению, решение ЦБ противоречит макроэкономическим показателям: например, после заседания ЦБ в сентябре рост ВВП ускорился с 0,7%, каким он был в первом полугодии, до 1,9%, каким он стал в III квартале (данные Росстата и Минэкономразвития соответственно). Но рост ВВП в III квартале во многом обеспечен ростом запасов, считают эксперты Центра развития Высшей школы экономики, в том числе сельскохозяйственных, после урожая, нельзя быть слишком оптимистическими.
Чтобы инфляция начала возвращаться к целевым 4%, может потребоваться еще не одно снижение ставки, полагает директор финансового центра «Сколково-РЭШ» Олег Шибанов. Опрошенные «Ведомостями» эксперты не исключают снижения уже в декабре: на 25 или 50 б. п.
По оценке «ВТБ капитала», инфляция может находиться стабильно около 4% при ключевой ставке около 5,5%, но в этой оценке может быть велика погрешность – предел снижения ставки зависит от доверия к политике ЦБ и волатильности и рисков в экономике, считает главный экономист «ВТБ капитала» по России и СНГ Александр Исаков.
Шибанов предполагает, что к концу 2020 г. для того, чтобы инфляция установилась на отметке 4%, хватило бы и ставки 6–6,25%.
Оценить готовность ЦБ перейти к стимулирующим ставкам ниже 6% в течение 2020 г. пока сложно, рассуждает Полевой, предсказуемость его действий в среднесрочной перспективе невелика. Еще в сентябре снижение на 50 б. п. выглядело почти невозможным, а на 25 б. п. – неопределенным.
Важным будет решение Федеральной резервной системы США на следующей неделе, заключает Тремасов: если она возьмет паузу, то и вероятность декабрьского снижения ставки в России снизится.