+7 (495) 150-06-61
Регистрация
Инвесторы не верят в будущее горнодобывающих компаний

Инвесторы не верят в будущее горнодобывающих компаний

Совокупная капитализация 40 крупнейших компаний в течение 2018 года снизилась на 18% и до сих пор не восстановилась.

В 2018 г. выручка 40 крупнейших горнодобывающих компаний мира выросла на 8% до $683 млрд, EBITDA – на 4% до $165 млрд, акционеры компаний получили $43 млрд в качестве дивидендных выплат, что стало самым высоким показателем с 2007 г. При этом их совокупная рыночная стоимость в течение того же года снизилась на 18% (до $757 млрд). За четыре месяца 2019 г. они же подорожали до $849 млрд, но это все еще на 8%, ниже уровня 2017 г., сообщает PricewaterhouseCoopers (PwC) в своем отчете «Горнодобывающая промышленность. 2019 год».

Российские компании в этом списке представляют «Норникель» (6-е место), «Алроса» (22-е место) и золотодобывающие «Полюс» и Polymetal (21-е и 36-е места соответственно). Их суммарная капитализации за 2018 г. практически не изменилась (рост на 0,7% до $55,09 млрд).

Инвесторам важно, чтобы компании отвечали на вызовы, связанные с изменением климата, безопасностью производства для окружающей среды и внедрением новых технологий. Уверенности в том, что горнодобывающие компании готовы к этим изменениям, нет, говорится в отчете экспертов PwC. Мировые лидеры отрасли добились устойчивого финансового положения и стабильных денежных потоков, пишут эксперты, но инвестируют с большой осторожностью: капитальные затраты выросли в 2018 г. всего на 13% до $57 млрд, причем рост этот начался с исторически минимальных уровней, а почти половина средств (48%) – инвестиции в проекты, начатые ранее. Больше всего компании вкладывались в золото и медь – на эти металлы пришлось около $30 млрд капитальных вложений, говорится в отчете.

Для устойчивого роста стоимости горнодобывающему сектору требуется больше, чем просто высокие финансовые результаты, подчеркивает руководитель практики по предоставлению услуг предприятиям металлургической и горнодобывающей отрасли PwC в России Михаил Бучнев. «Горнодобывающим компаниям необходимо действовать оперативно, чтобы изменить свою репутацию, превратившись из «обогатителей руды» в создателей экономического и социального капитала», – поясняет эксперт. Отрасль должна акцентировать внимание на экологически безопасных и клиентоориентированных стратегиях, опираться на передовые технологии, убежден Бучнев.

Соответствие ожиданиям инвесторов в вопросах устойчивого развития прямо влияет на капитализацию компаний сектора, соглашается представитель «Полюса»: «Без обсуждения этой проблематики сегодня не обходится ни одна встреча с инвесторами, хотя пару лет назад ситуация была иной». На самом деле работа многих российских компаний в этих направлениях соответствует мировым стандартам, продолжает он, проблема только в недостаточной информационной прозрачности. Работать так, как раньше, уже не получится, говорит представитель «Алросы». «Компания внедряет в процесс производства современные цифровые технологии, проводит исследования потребительского поведения, внедряет новые маркетинговые инициативы», – перечисляет он.

Острых вопросов для золотодобывающих компаний сейчас два, считают в Polymetal (компания вошла в топ-40 впервые): «Во-первых, это исчерпание крупных месторождений с легкообогатимыми рудами и рост упорного сырья в портфелях производителей. Во-вторых, глобальное усиление внимания к экологической составляющей деятельности недропользователей». На оба Polymetal отвечает освоением технологии автоклавного выщелачивания, говорит представитель компании, что позволяет последовательно наращивать производство с минимальным воздействием на окружающую среду. К 2023 г. компания планирует инвестировать $431 млн в расширение Амурского гидрометаллургического комбината, который станет крупнейшим автоклавным производством в России (до 500 000 т золотого концентрата).

Для «Норникеля» тема экологии также одна из приоритетных: в общей сложности в 2015–2023 гг. предполагается инвестировать $2,5 млрд в реализацию экологической программы в регионах присутствия, следует из материалов компании.