+7 (495) 150-06-61
Регистрация
project image

Материалы к долгосрочному прогнозу показателей нефтегазового комплекса России на 2019-2024 гг, переработка нефти в России

Переработка нефти: основные выводы

В 2018 г. на российских НПЗ было переработано 290,5 млн т нефти (+2,1% г/г), основные перерабатывающие мощности находятся в Урало-Поволжье и в Центральной России. Российская нефтепереработка является одной из наиболее концентрированных отраслей: в 2018 г. на НПЗ «Роснефти», «Лукойла» и «Газпромнефти» было переработано свыше 64% всей нефти.

На экспорт направляется свыше 50% всего выпуска нефтепереработки. В 2018 г. экспорт нефтепродуктов составил 150 млн т (+1,1% г/г), но этот рост не компенсировал спад прошлых лет. В 2014-18 гг. обозначилась тенденция на «осветление» и «усложнение» экспорта: увеличение доли дизельного топлива и автомобильных бензинов в структуре экспорта при сокращении отгрузок мазута. Однако, жидкие топлива остаются крупнейшим (по тоннажу) экспортным продуктом: 59 млн т в 2018 г.

Завершение налогового маневра приведет к росту внутренних цен на топливо: из-за снижения (и обнуления с 2024 г.) экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, цены экспортной альтернативы будут расти опережающими (на величину сокращения экспортной пошлины) темпами. Введение акциза на нефтяное сырье и предоставление вычета по этому акцизу для российских НПЗ (равно как и т.н. «демпфирующего коэффициента») позволит сохранить маржу НПЗ.

Вычет по акцизу на нефтяное сырье получили все НПЗ ВИНК, ГПЗ «Газпрома» и «Новатэк», а также часть независимых НПЗ. В январе 2019 г. Министерство энергетики РФ заключило соглашение о модернизации с владельцами 9 крупнейших частных НПЗ, включая: Антипинский НПЗ, Афипский НПЗ, Марийский НПЗ, ТАНЕКО, Орскнефтеоргсинтез, Яйский НПЗ, Ильский НПЗ, Новошахтинский ЗНП, а также «Славянск-Эко».

Неопределенность налоговых условий и завершение модернизации НПЗ в рамках 4-хсторонних соглашений приведет к сокращению объемов переработки, экспорта нефтепродуктов и инвестиций в нефтепереработку в 2019-24 гг.

Нефтепереработка: возврат к росту в 2018 г.

В 2018 г. на российских НПЗ было переработано 290,5  млн т нефти (+2,1% г/г), основные перерабатывающие мощности находятся в Урало-Поволжье и в Центральной России. Российская нефтепереработка является одной из наиболее концентрированных отраслей: в 2018 г. на НПЗ «Роснефти», «Лукойла» и «Газпромнефти» было переработано свыше 64% всей нефти. 

В последние годы динамика операционных затрат  российских НПЗ определялась двумя факторами: 

- увеличением цен на материальные ресурсы  (электроэнергия, вода и т.д.) и уровня зарплат; 

- ростом технологической сложности НПЗ: ввод новых  технологических установок привел к увеличению как прямых операционных затрат, так и увеличению амортизационных отчислений. Наиболее заметно этот тренд проявился у «Татнефти», активно вводившей новые мощности на ТАНЕКО; 

«Лукойлу» и «Газпромнефти» удалось сохранить  операционные расходы на достаточно низком уровне благодаря высокому качеству управления перерабатывающими активами и выводу из эксплуатации старых, наименее эффективных установок.

Дисбаланс на внутреннем рынке:  высокая стоимость экспортной альтернативы

В 2018-18 гг. стоимость бензина на внутреннем рынке  оказалась существенно ниже экспортной альтернативы, что привело к увеличению отгрузок на внешние рынки и спровоцировало рост цен в оптовом и розничном сегменте. 

В октябре 2018 г. Правительство и ВИНК договорились о  «заморозке» цен на нефтепродукты до 31 марта. Соглашение означало де-факто регулирование цен на уровне НПЗ, в оптовом и розничном сегменте.

В ноябре-декабре 2018 г. из-за снижения цен на бензин  на внешних рынках поставки на внутренний рынок вновь стали привлекательными. Однако уже в I квартале 2019 г. дифференциал между внутренними ценами и ценами экспортной альтернативы вновь резко выросла: 

- из-за роста цен на бензин на внешних рынках (Северо- Западная Европа) на 20% за январь-март 2019 г.; 

- Стабилизации отпускных цен на внутренний рынок при  увеличении ставки НДС (+2 п.п. с января 2019 г.) и акциза на бензин (+4.1 тыс. руб./т). В результате налоговая нагрузка в марте 2019 г. оказалась на 4.6 тыс. руб./т выше, чем в налоговых условиях 2018 г.; 

Сохранение значимого дифференциала между экспортной альтернативой и внутренними ценами создает потенциал для роста цен на бензин для российских потребителей в 2П2019 (после прекращения действия соглашения между ВИНК и Правительством).

Завершение налогового маневра:  исчезновение «таможенной субсидии»

Снижение экспортной пошлины на нефть приведет к  одновременно к увеличению цен net back и сокращению «таможенной субсидии». «Таможенная субсидия» для  российских НПЗ после 2023 г. (после обнуления экспортной пошлины на нефть) прекратит существовать.

«Таможенная пошлина» была важной составляющей  маржи российских НПЗ: в 2018 г. «средний» российский НПЗ получил за счет разницы в пошлинах на нефть и нефтепродукты 9,5 долл. на барр. переработанной нефти, при оценке чистой маржи «среднего» российского НПЗ в 3,5 долл./барр. «Таможенная субсидия» позволяла большинству российских НПЗ компенсировать т. н. «логистическое отставание» и сохранять положительную рентабельность при продаже нефтепродуктов на экспорт.

Снижение «таможенной субсидии» приведет к падению  рентабельности российских НПЗ: к 2024 г. маржа «среднего» российского НПЗ может оказаться вблизи «0». 

Для финансовой поддержки российских НПЗ с 2019 г.  будет введен обратный акциз на нефтяное сырье, фактически совпадающий с текущей «формулой» «таможенной субсидии»…

Акциз на нефтяное сырье – независимые НПЗ:  когда желание и возможности…

Вычет по акцизу на нефтяное сырье получили все НПЗ  ВИНК, ГПЗ «Газпрома» и «Новатэк», а также часть независимых НПЗ.

В январе 2019 г. Министерство энергетики РФ заключило  соглашение о модернизации с владельцами 9 крупнейших частных НПЗ, включая: 

- НПЗ «Нового потока»: Антипинский НПЗ, Афипский НПЗ,  Марийский НПЗ; 

- НПЗ «Татнефти»: ТАНЕКО;

- НПЗ группы «Сафмар»: Орскнефтеоргсинтез;

- Нефтехимсервис: Яйский НПЗ;

- Кубанская НГК: Ильский НПЗ;

- УК «НПЗ»: Новошахтинский ЗНП;

- а также «Славянск-Эко».

Из крупных независимых НПЗ лишь Краснодарский НПЗ,  Коченёвский НПЗ (ВПК-Ойл), Томск-нефтепереработка и Ванинский НПЗ («Трансбукер») не заключили инвестиционные соглашения с регулятором и, как следствие, не смогут претендовать на получение вычета по акцизу на нефтяное сырье.

По оценкам Министерства энергетики РФ, в рамках  заключенных соглашений инвестиции компаний в 2019-26 гг. составят более 300 млрд руб., будет введено 13 новых технологических установок, производство автомобильных бензинов класса Евро 5 на этих НПЗ превысит 3 млн. т (0,43 млн. т в 2018 г.*). 

Заявленные компаниями инвестиции ещё выше – до 2026  г. на финансирование модернизации 9 независимых НПЗ могут направить до 490 млрд руб.

Прим.: * - в 2018 г. автомобильные бензины производились лишь на Антипинском НПЗ и НПЗ ТАНЕКО.

** - инвестиции в модернизацию в 2015-26 гг. должны составлять не менее 60 млрд руб.

Акциз на нефтяное сырье – независимые НПЗ:

…не совпадают

Большинство из независимых НПЗ финансируют  инвестиции за счет привлечения внешних займов. На существенную поддержку от акционеров может рассчитывать лишь ТАНЕКО («Татнефть»). 

Однако уже сейчас многие крупных независимых НПЗ  имеют высокую долговую нагрузку (Debt/EBITDA > 10), и не могут привлекать внешнее финансирование на рыночных условиях. «Стоимость» инвестиционной программы на 2019-26 гг. у большинства НПЗ превышает 10-20 годовых EBITDA. 

В сравнительно хорошем положении находятся лишь  Новошахтинский ЗНП (Future Capex/EBITDA = 1,0), Антипинский НПЗ (5,4) и Яйский НПЗ (8,6). Однако, Новошахтинский ЗНП (НЗНП) формально не удовлетворяет условию минимальных инвестиций: финансирование программы модернизации в 2015-26 гг. должны составить не менее 60 млрд руб. Заявленные капиталовложения НЗНП за 2015-26 гг. составляют лишь 11,8 млрд руб. 

Завершить модернизацию к 2024-26 гг. смогут лишь  некоторые крупные независимые НПЗ, причем ряд из них могут столкнуться со сменой собственника и необходимостью реструктуризации долгов.

Прим.: * - в 2018 г. автомобильные бензины производились лишь на Антипинском НПЗ и НПЗ ТАНЕКО.

** - инвестиции в модернизацию в 2015-26 гг. должны составлять не менее 60 млрд руб.

Экспорт нефтепродуктов:  слишком много темных

На экспорт направляется свыше 50% всего выпуска  нефтепереработки. В 2018 г. экспорт нефтепродуктов составил 150 млн т (+1,1% г/г), но этот рост не компенсировал спад прошлых лет. За 2016-17 гг. отгрузки нефтепродуктов на экспорт упали на 14% из-за сокращения объемов переработки (-3 млн т), увеличения внутреннего потребления моторных топлив и снижения привлекательности экспорта темных нефтепродуктов (мазут) после завершения Большого налогового маневра (БНМ) и введения 100% (от экспортной пошлины на нефть) экспортной пошлины на мазут. 

В 2014-18 гг. обозначилась тенденция на «осветление» и  «усложнение» экспорта: увеличение доли дизельного топлива и (отчасти) автомобильных бензинов в структуре экспорта при сокращении отгрузок мазута и прямогонного бензина. 

Однако жидкие топлива (мазут, котельное топливо и т.д.)  остаются крупнейшим (по тоннажу) экспортным продуктом: 59 млн т в 2018 г. При этом в структуре экспорта жидких топлив по-прежнему преобладают отгрузки топлив с высоким содержанием серы (более 1% S) – российские НПЗ могут серьезно пострадать от введения IMO 2020 из-за сокращения спроса на высокосернистые топлива на мировом рынке.

Производство и экспорт нефтепродуктов:  курс на снижение

После трехлетнего снижения объемов переработки в  2015-17 гг., в 2018 г. нефтепереработка вернулась к росту. 

В 2018 г. объем переработки вырос на 2,3% г/г,  увеличению переработки способствовал рост мировых цен на нефть (в результате выросла маржа нефтепереработки) и увеличение добычи у независимых производителей нефти многие из которых ориентируются, прежде всего, на поставки на российские НПЗ. 

В 2019-20 гг. объемы переработки нефти  стабилизируются на уровне 291-293 млн т, а с 2020 г. – вновь начнут падать. Среди основных причин – высокая конкуренция с производителями из стран Ближнего Востока и избыток предложения моторных топлив на внутреннем рынке (после завершения модернизации НПЗ ВИНК). 

В 2019-20 гг. экспорт нефтепродуктов стабилизируется на  уровне 148-150 млн т, начиная с 2021 г. экспорт нефтепродуктов начнет снижаться вслед за объемами переработки. Наиболее существенно снизятся поставки жидких топлив (мазута, котельного топлива) – до 32,3 млн. т в 2024 г., при этом отгрузки дизельного топлива и бензина на экспорт несколько вырастут. 

Wood Mackenzie ожидает, что, несмотря на снижение  продаж дизельных автомобилей в ЕС, спрос на дизельные топлива останется на высоком уровне, увеличившись за 2019-24 гг. на 2%.

Прим.: * - в 2018 г. автомобильные бензины производились лишь на Антипинском НПЗ и НПЗ ТАНЕКО.

** - инвестиции в модернизацию в 2015-26 гг. должны составлять не менее 60 млрд руб.

Инвестиции в нефтепереработку:  сокращение капиталовложений «Роснефти»

После роста инвестиций в нефтепереработку в 2017 г., в  2018 г. капиталовложения в НПЗ вновь начали снижаться, сократившись на 10,2% г/г, до 388 млрд руб. 

«Роснефть», «Газпромнефть» и независимые НПЗ в 2018  г. сокращали инвестиции в нефтепереработку: 

- «Роснефть» заметно снизила вложения в Ачинский НПЗ (до 1 млрд руб., -67% г/г), башкирские НПЗ (до 3 млрд руб., -63% г/г) и Туапсинский НПЗ (до 5 млрд руб., -50% г/г). В марте 2019 г. компания объявила о переносе сроков ввода новых установок на 5 НПЗ, в т.ч. на Туапсинском НПЗ (с 2019 г. на 2021 г.), Ачинском НПЗ (с 2019 г. на 2022 г.) и Уфанефтехиме; 

- «Газпромнефть» резко сократила инвестиции в Московский  НПЗ (-43,5% г/г, до 28,4 млрд руб.) на фоне завершения основных работ на проекте «Евро+» (включает установки ЭЛОУ-АВТ, каталитического риформинга, гидроочистки ДТ) общей стоимостью 98 млрд руб.. При этом инвестиции на Омской площадке выросли на 50% г/г; 

- Независимые НПЗ в 2018 г. столкнулись с дефицитом  ликвидности и были вынуждены приостановить реализацию инвестиционных проектов/существенно снизить капиталовложения. 

«Лукойл» в 2018 г., напротив, заметно нарастил  инвестиции на Нижегороднефтеоргсинтезе, где в августе 2018 г. стартовало строительство комплекса глубокой переработки нефтяных остатков (мощность 2,1 млн т, инвестиции в 100 млрд руб., ввод в 2021 г.).

Прим.: * - отдельно приведены авансы «Роснефти» подрядчикам на строительство  Туапсинского НПЗ

Инвестиции в нефтепереработку:  сохранение тренда на снижение

Российские НПЗ уже вышли на уровень НПЗ Южной и  Восточной Европы по уровню развития мощностей вторичных процессов (но все ещё отстают по выходу светлых нефтепродуктов), эффект «высокой базы» будет затруднять быстрый рост качественных показателей в будущем. 

Мы ожидаем, что сформировавшийся в 2018 г. тренд на  постепенное снижение инвестиций сохранится и в среднесрочной перспективе: в 2019 г. капитальные затраты российских НПЗ снизятся до 358 млрд руб., к 2023 г. инвестиции упадут до 300 млрд руб.: 

- Снижение инвестиционной активности будет связано как с  завершением программ модернизации НПЗ ряда ВИНК – «Лукойлом», «Газпром-нефтью» – так и сохраняющимися рисками в регулировании отрасли: Правительство сохраняет в качестве целевого рост конечных цен на моторные топлива в 4-5% г/г в ближайшие годы, что в условиях завершения налогового маневра может привести к росту перекрестного субсидирования и снижению рентабельности нефтепереработки. 

- НК «Роснефть» в период до 2024 г. планирует вложить в  развитие своих российских НПЗ до 400 млрд руб. (вложения, запланированные в рамках 4-хсторонних соглашений), инвестиции «Лукойла» составят около 150 млрд руб. (в основном, на площадке Нижегороднефтеоргсинтеза), «Газпром-нефти» – до 250-300 млрд руб. 

- «Газпромнефть» планирует «в целом» завершить  модернизацию Московского НПЗ к 2020 г., на Омском НПЗ  глубина переработки к 2020 г. вырастет до 97%, а стоимость долгосрочной инвестиционной программы завода оценивается в 200 млрд руб.

Прим.: * - к светлым нефтепродуктам относятся моторные топлива, авиакеросин, прямогонный бензин, средние дистилляты.

Белоруссия:  последствия завершения налогового маневра в России

По соглашению от 13.04.2017 Белоруссия получает 24  млн т российской нефти ежегодно, в т.ч.: 

- 18 млн т для переработки на собственных (Мозырском и Новополоцком) НПЗ. Поставки нефти осуществляются беспошлинно, при экспорте нефтепродуктов пошлины зачисляются в бюджет Белоруссии; 

- 6 млн т – для ре-экспорта, с зачислением таможенных  пошлин на нефть в бюджет Белоруссии; 

В 2018 г. бюджет Белоруссии получил 2,03 млрд долл. (3,4% ВВП*, или 17% от доходов республиканского бюджета) от ре-экспорта российской нефти и экспорта нефтепродуктов, произведенных из российской нефти. Ещё 0,52 млрд долл. получили белорусские НПЗ (29  долл./т переработанной нефти), 0,53 млрд долл. – белорусские потребители (получавшие моторные топлива по более низким ценам). 

По оценкам Министерства финансов РБ из-за  завершения налогового маневра в 2019 г. белорусский бюджет потеряет 143 млн долл., НПЗ – ещё 240 млн долл.. 

В октябре 2018 г. Белоруссия и Россия договорились о  «разработке компенсационных механизмов» для белорусских НПЗ. Однако конкретные меры поддержки белорусской нефтепереработки до сих пор не согласованы.

Прим.: * - ВВП Белоруссии в 2018 г. составил 59,7 млрд долл.

Газпромбанк: Центр экономического прогнозирования , Институт энергетики и финансов. Материалы к долгосрочному прогнозу показателей нефтегазового комплекса России на 2019-2024 гг. от 16.04.2019.